Gudosha (gudosha) wrote,
Gudosha
gudosha

Categories:

Комсомол Новомосковского филиала МХТИ им. Д.И. Менделеева

КОМСОМОЛ ФИЛИАЛА: РАЗВИТИЕ (1971-1980). Часть 1-я

Период  IX-X пятилеток развития народного хозяйства СССР  пришедших на 70-е гг. отмечен быстрым ростом  учебной и материальной базы Новомосковского филиала.  Это  позволило поднять учебно-воспитательную и научно-исследовательскую работу на новый уровень в соответствии с возросшими требованиями государства и общества. Были введены в эксплуатацию «новый корпус» института, два гаража, склад, столовая на 200 посадочных мест.
В 1970 г. первых иногородних студентов приняло общежитие № 3. Количество обучающихся студентов на дневном, вечернем и заочном отделениях превышало 3 тыс. человек. В 1971 г. осуществлен первый набор по специальности «Химическая технология керамики и огнеупоров». В 1973 г. технологический факультет разделен на два факультета: «Производство органических веществ» (ПОВ) и «Производство органических веществ» (ПНВ).  В 1975 г. прошел первый набор студентов на специальности «Электроснабжение» и «Промышленная теплоэнергетика».

В 1976 г. сдан в эксплуатацию лабораторный корпус.
В ноябре 1978 г. на базе филиала открыт подготовительный факультет для иностранных студентов.

Росли ряды членов ВЛКСМ, совершенствовалась структура  комсомольской организации. Комитет ВЛКСМ формировал бюро комитета комсомола, отвечавшее за текущую работу организации.
На 1 января 1971 г. численность комсомольской организации филиала составила 1622 человека или на 216 членов ВЛКСМ больше чем на соответствующую дату прошлого года.

В соответствии с постановлением принятом делегатами V конференции в октябре 1970 г.  новый состав комитет комсомола, главным образом, должен  был решать одну «важнейшую задачу» − «коммунистическое воспитание студенчества в свете решений XVI съезда ВЛКСМ».
Исходя из этой задачи комитет ВЛКСМ, прежде всего, обращал внимание на учебу и идейно-политическое воспитание студентов.

В начале 70-х гг. основная роль в контроле над организацией учебного процесса и посещением занятий студентов лежала на учебных комиссиях, которые работали в этом направлении координируя свою деятельность с деканатами. Всего было создано семь комиссий по специальностям и одна «большая комиссия» при комитете ВЛКСМ.  Планы работы учебных комиссий утверждались комсомольскими бюро факультетов и комитетом ВЛКСМ филиала. Комиссии вывешивали графики посещения занятий и «листки текущей успеваемости». Выходила стенная газета «Жизнь замечательных лентяев». Комиссия имела право объявить выговор или порицание нерадивому студенту, снять со стипендии или представить к отчислению. Так, например, в ноябре 1972 г. «большая комиссия» представила администрации данные на отчисление трех студентов.
В случае отсутствия координации деятельности в треугольнике «деканат – учебная комиссия – бюро или комитет ВЛКСМ» вопросы работы комиссий рассматривались на заседание партийного бюро, как это было 29 ноября 1972 г. при рассмотрении вопроса «О работе учебных комиссий на механическом факультете».

В 1972-1973 уч. году количество учебных комиссий снизилось до пяти, а связь с деканатами была усилена за счет введения в их состав комсомольцев-преподавателей.
В 1974 году работу учебных комиссий от комитета ВЛКСМ курировала Нина Ивановна Авцынова, преподаватель кафедры «Иностранных языков». По ее мнению, высказанному на IX конференции, учебные комиссии являются связующим звеном в треугольнике «деканат – комитет ВЛКСМ – студент».

В постановлении  IX конференции впервые появляется аббревиатура УВК – учебно-воспитательная комиссия. Деятельность ВК предлагалось «совершенствовать», а роль комсомольских организаций в борьбе за глубокие и прочные знания «решительно повысить». При этом предлагалось «бороться за создание в учебных группах обстановки творчества», однако по отношению к неуспевающим студентам создания «обстановки нетерпимости» не предполагалось. Более того предлагалось повысить «личную ответственность каждого студента за качество своей учебы», игнорируя ответственность комсомольской организации.
В 1978 г., как это видно из Отчетного доклада на XIII конференции в деятельности учебно-воспитательных комиссий акцент с учебной деятельности сместился на воспитательную работу среди студенческой молодежи.

В центре внимание комитета ВЛКСМ стояла успеваемость студентов по общественным дисциплинам: «Истории КПСС», «Философия», «Политическая экономия» и «Научный коммунизм».
«Особое значение придается изучению общественных наук…», − отметил 12 февраля 1972 г. в своем выступлении А. Копылов  на XXVII отчетно-выборной городской комсомольской конференции. Он же на VIII комсомольской конференции филиала 4 ноября 1973 г. сказал: «Под особым контролем комсомольских организаций находится успеваемость по общественным наукам». В 1972-1973 учебном году были проведены два совместных заседания комитета ВЛКСМ и кафедры «История КПСС и научного коммунизма».
Проблемам изучения общественных наук посвящались отдельные заседания комитета ВЛКСМ. Так 11 декабря 1972 г. с докладом «Об авангардной роли комсомольского актива II-III курсов в изучении общественных наук»  выступил зам. секретаря комитета ВЛКСМ Н. Данакин.
В постановлении партийного бюро 14 марта 1973 г. говорилось: «Особое внимание комитет ВЛКСМ уделяет улучшению ответственности студентов за изучение общественных наук».
«Изучение общественных наук, произведений классиков марксизма-ленинизма должно быть всегда в центре нашего внимания…», − указывалось в докладе секретаря партийной организации на заседании партбюро 11 апреля 1973 года.
Ежегодно проводились студенческие научно-теоретические конференции по проблемам общественных наук. В 1973-1974 гг. таких конференций прошло четыре. В мае 1974 г. в Туле прошла межвузовская теоретическая конференция, посвященная 50-летию присвоению комсомолу имени В.И. Ленина. От филиала на форуме были представлены доклады Татьяны Виноградовой, Светланы Гармаш и Валентины Масляковой. Студентки были отмечены грамотами Тульского обкома ВЛКСМ.
В качестве средств активизации работы в идейно-политическом направлении рассматривались организация социалистического соревнования между группами и проведение общественно-политической практики.


Составной частью этого процесса стал Всесоюзный Ленинский зачет. Первый Ленинский зачет был посвящен 100-летию со дня рождения В.И.Ленина и проходил  с 22 апреля 1969 г. по 22 апреля 1970 г. под девизом «100-летию со дня рождения В.И.Ленина – достойную встречу».
В постановлении IV конференции в октябре 1969 г. Ленинский зачет как форма общественной работы не упоминался.
В отчетном докладе на V конференции в 1970 г. В. Леонов перечислил критерии, которые включал в себя  Ленинский зачет: успеваемость каждого студента, глубокое овладение им ленинского наследия, активное участие в общественной жизни.
В докладе указывалось, что в апреле 1971 г. итоги зачета нужно подвести после проведения Всесоюзного комсомольского собрания посвященного итогам XXIV съезда КПСС, и намечены задачи комсомольской организации по его решению.
Комплекс воспитательных мероприятий  осуществлялся в рамках второго Всесоюзного Ленинского зачета с 1 августа 1970 г. по 22 апреля 1971 года, который проходил под девизом «Мы делу Ленина и Партии верны» и был посвящен XXIV съезду КПСС.
На комитет комсомола возлагалась задача проведения Ленинского зачета, а критерии оценок были расширены:
− учебно-воспитательная работа каждой группы;
− участие в трудовом семестре;
− изучение ленинского наследия;
− общественная работа каждого студента.
Первый этап второго Всесоюзного Ленинского зачета завершался в октябре 1970 г., а второй этап в апреле 1971 года.
В отчетном докладе комитета комсомола  VI конференции от 31 октября 1971 г.  были подведены итоги второго Ленинского зачета и заявлено о комплексе мероприятий в рамках третьего Всесоюзного Ленинского зачета проходившего под девизом «Решения XXIV съезда КПСС в жизнь».
 Позже ЦК ВЛКСМ принял решение о продолжении  проведения Всесоюзного Ленинского зачета «Решения XXIV съезда КПСС – в жизнь!»  до 31 декабря 1975 года.
Партийное бюро филиала контролировало проведение этого масштабного мероприятия. На заседании партбюро 5 апреля 1972 г. в качестве основного стоял доклад «О готовности комитета ВЛКСМ к проведению заключительного этапа Ленинского зачета»,  с которым выступил А. Копылов. Партийное бюро отметило, что «Комитет ВЛКСМ правильно понимает, что третий этап Ленинского зачета является важным средством активизации воспитательной работы комсомольской  организации в целом…». Вместе с этим члены партбюро обратили внимание на формальное отношение комитета комсомола к этому участку работы: воспитательная работа по организации Ленинского зачета началась с опозданием и не все группы были ознакомлены с «Положением о Ленинском зачете».

В 1973 г. Ленинский зачет в филиале стал частью общественно-политической практики, когда комитетом ВЛКСМ совместно с преподавателями кафедр общественных дисциплин было разработано «Положение об общественно-политической практике студентов Новомосковского филиала МХТИ». Поэтому не случайно ассистент кафедры философии и политической экономии, заместитель секретаря комитета ВЛКСМ Н. Данакин 11 ноября 1973 г. на VIII конференции выступил с докладом «О ходе Ленинского зачета и итогах общественно-политической практики».
На конференции отмечалось, что в апреле 1973 г. по итогам практики прошла первая аттестация, в которой приняли участие 96 % членов ВЛКСМ. В аттестационные комиссии были включены представители партийных бюро факультетов и деканатов, которые предъявили достаточно высокие требования к студентам, не выполняющим учебный план, не принимавшим участия в общественной жизни. По итогам аттестации 21 % студентов не прошли первую аттестацию, и им было предложено ее пройти в октябре.
Если в 1973 г. в апреле Ленинский зачет сдали 80,9 % студентов, то в апреле 1974 г. этот показатель вырос до 94,8 %.

Четвертый Всесоюзный Ленинский зачет был посвящен XXV съезду КПСС и проходил с июля 1976 г. до 31 декабря 1980 г. под девизом «Решения XXV съезда КПСС – в жизнь!».
Пятый Всесоюзный Ленинский зачет проходил с мая 1981 г. до 31 декабря  1985 г. проходил под девизом «Решения XXVI съезда КПСС – в жизнь!».
В целом Ленинский зачет  проводился  с целью проверки и «повышения политической активности» молодежи. В ходе принятия зачета, который проводился в даты близкие к 22 апрелю Дню рождения Владимира Ильича Ленина, рассматривалось выполнение личных обязательств комсомольца на учебном и общественном поприще. Личные обязательства в некоторых организациях должны были записываться в специальной тетрадке, который получил название «Личный комплексный план».
Зачеты принимались, как правило,  членами партийных бюро, комсомольских комитетов организаций и преподавателями общественных наук – «История КПСС» и «Научный коммунизм».
В крупных комсомольских  организациях Ленинский зачет проходил формально, вместе с тем, его проведение заставляло студентов относиться к своим поступкам требовательнее, учиться отличать нравственные поступки от безнравственных, сохранить традиционную шкалу духовных ценностей.
Практика проведения Ленинского зачета прекратилась после начала горбачевской перестройки.

Однако зачет не отменил иные формы общественной активности комсомольцев.
В 1970-1971 учебном году вновь проводился конкурс на лучшую группу. Девять победителей этого конкурса были награждены экскурсионными поездками в различные города Советского Союза.
В 1973-1974 учебном году в рамках социалистического соревнования на лучшую академическую группу, пришедшего на смену конкурсу «Чья группа лучше?», победителем была признана комсомольская организация группы Т-71-2 (комсорг Раиса Журавлева), отмеченная Переходящим вымпелом ЦК ВЛКСМ.
В 1974-1975 учебном году в социалистическом соревновании между комсомольскими организациями специальностей первое место занял факультет «Производство органических веществ» (секретарь Елена Громова). В социалистическом соревновании среди комсомольских групп первые места заняли группы Л-71-3 (комсорг Л. Власова), М-70-2 (комсорг В. Матюшин),  А-72-1 (комсорг С. Подчуфаров) и второй раз подряд Т-71-2 (комсорг Р. Журавлева).


В 1976-1977 учебном году в филиале было развернуто соревнование за право подписи Рапорта Ленинского комсомола к 60-летию Великого Октября. Главным содержанием соревнования за право подписи на Рапорте стали, прежде всего,  борьба студентов за глубокие, прочные знания и повышение их общественно-политической активности. В ходе соревнования были определены 82 победителя. Среди них был Александр Янков, студент гр. Н-75-4, рекомендованный комитетом ВЛКСМ для фотографирования на легендарной крейсере революции «Аврора». Студентка гр. Л-75-3 Наталья Большакова как победитель социалистического соревнования за  1976 г. получила право сфотографироваться в Кремле.

В 1979 г. было развернуто социалистическое соревнование между комсомольцами, посвященной 110-й годовщине со Дня рождения В.И. Ленина за почетное право быть сфотографированным в Ульяновске у знамени ЦК КПСС, которым был награжден Ленинский комсомол в честь 60-летнего юбилея.  Больших успехов в этом соревновании добились Виолета Лапшина(ПТЭ-75-5), Дмитрий Муравлянский (Э-76-7), Виктор Шумаков(О-76-1) и другие.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments